remains // руины
series cognitive science performances
// серия когнитивных перформансов
Фото с выставки «"Это начало" или виртуальный гений»
проект вошел в шорт-лист всероссийского конкурса проектов молодых художников NOVA ART и принял участие в вставке «"Это начало" или виртуальный гений»
художник:
Екатерина Августеняк
в тестовых читках принимали участие: Маша Все-Таки, Марина Дадыченко, Ира Рябикина, Полина Коротыч, Юрий Мокиенко, Ольга Потапова (13 февраля 2019)
в видео-документации перформанса для выставки текст исполнили: Александра Ладыгина, Иван Николаев, Андрей Слепухин, Алена Старостина (21 июня 2019)
в показе со зрителями участвовали: Полина Бородина, Ксения Галыга, Михаил Дурненков, Михаил Чевега (27 октября 2019)
Проект существует на стыке современного искусства и театра, его структура инициирует поиск новых коммуникаций между перформерами, зрителями, информацией и пространством. В его основе лежит анализ архитектуры, достижений и ошибок современных моделей нейросетей и возможности их применения в перформативной практике. Четверо исполнителей собирают воедино «препарированные тексты» о вопросах архитектуры зданий в различные периоды устройства общества. Участникам необходимо постоянно настраиваться друг на друга, посылать точные импульсы, пытаться достраивать интонационно смысловые цепочки предложений, с учетом своей языковой памяти, сводить воедино разрозненные данные в реальном времени.
Тестовая читка, перформеры: Маша Все-Таки, Марина Дадыченко, Ира Рябикина, Полина Коротыч, Юрий Мокиенко, Ольга Потапова
искусство памяти
На пиру у греческого аристократа Скопаса поэт Симонид Кеосский исполнил лирическую поэму в честь хозяина, включавшую также фрагмент, в котором восхвалялись Кастор и Поллукс (дети Зевса). Скопас объявил поэту, что выплатит ему за панегирик только половину условленной суммы, а недостающее ему надлежит получить у тех божественных близнецов, которым он посвятил половину стихотворения. Спустя некоторое время Симонида известили о том, что двое юношей ожидают его у дверей дома. Выйдя наружу, поэт никого не обнаружил, но именно в этот момент в пиршественном зале обвалилась кровля, и Скопас со всеми своими гостями погиб под обломками. Трупы были изуродованы настолько, что родственники не могли опознать своих близких. Симонид запомнил место каждого за столом и поэтому смог указать ищущим, кто из погибших был их родственником. Невидимые посетители, Кастор и Поллукс, щедро заплатили за посвященную им часть панегирика, устроив так, что Симониду удалось покинуть пир перед катастрофой. Заметив, что именно удерживая в памяти места, на которых сидели гости, он смог распознать тела, Симонид понял, что для хорошей памяти самое важное – это упорядоченное изложение.
Документация для выставки, перформеры: Александра Ладыгина, Иван Николаев, Андрей Слепухин, Алена Старостина
руины информации
Рухнувшее здание в кульминации сюжета об искусстве памяти, как упорядоченности знаний в системе условных помещений, кажется мне особенно важным обстоятельством. Современный человек делегировал свою память письму и технологичным способам хранения информации, поэтому принято сетовать об интеллектуальной деградации человечества. Но, возможно, сейчас, благодаря тесному сосуществованию с техникой, наш мозг выработал особый навык работы с разорванной, деконструированной, многослойной информацией, как никогда прежде. Возможно именно в вычислении способности высшей нервной деятельности человека считывать и анализировать препарированные, искаженные лингвистические данные кроется ключ к решению актуальных проблем развития искусственного интеллекта.
Фото зрителей с показа на Площадке 8/3, перформеры: Полина Бородина, Ксения Галыга, Михаил Дурненков, Михаил Чевега
воплощенное познание
Импульсная нейронная сеть является самой реалистичной моделью с точки зрения физиологии. Но компьютерной модели точно повторяющей функционирование нейронов реального мозга пока не существует. Связь между нейронами требует обмена химическими веществами; вычисление процессов кодирования и декодирования информации при передаче импульсов является одной из основных проблем нейробиологии и развития моделей искусственного интеллекта. Классическая когнитивная наука игнорировала проблему связи сознания с мозгом, а в современной когнитивной нейробиологии сознание является предметом изучения. Новое направление когнитивистики предлагает учитывать роль тела в деятельности сознания (воплощенное познание). Между чувственно-моторным опытом и поведением, эмоциями, принятием решений существует сложная связь. Мозг работает во взаимосвязи с физическими факторами, а ощущения связаны как с бессознательным, так и с сознательным мышлением.
Фото с выставки «"Это начало" или виртуальный гений»
структура
Текст разделен на блоки, каждый из которых посвящен отдельному архитектурному исследованию. У каждого исполнителя по 24 строчки в блоке (строчки для удобства пронумерованы). Прочтение одного блока текста длится в среднем 5 минут, соответсвенно 12 блоков могут прозвучать в течении часа. Первые три блока читают четверо подготовленных перформеров. А дальше в игру могут включаться зрители. Постепенно, по-одному. В течении часа в перформансе могут принять участие максимум 24 зрителя, читая по одному блоку. Один подготовленный перформер в четверке исполнителей всегда остается. Перформеры сменяют друг друга в течении игры со зрителями. Подготовленность перформеров не означает, что они знают тексты и легко находят верную последовательность. Они просто знают возможные нюансы в выстраивании коммуникации, и могут направлять общее движение внутри группы исполнителей.
Изображения для анонсов показа
перформативная практика
У каждого из исполнителей набор отдельных фрагментов текста. Они не видят реплик друг друга. Разбитые на строчки и лишенные знаков препинания, фрагменты единой информации напоминают авангардную поэзию. При неверной последовательности фраз, язык становится похож на сбой работы сетевых алгоритмов. Найти правильную последовательность (даже если человек ранее был знаком с текстом) непросто. Зато когда последовательность найдена и фразы складываются в единый текст, между исполнителями выстраивается особая коммуникация.
Made on
Tilda